ИНФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАН

Разъяснение законодательства об организации и проведении шествий, митингов, пикетирований. Ответственность за нарушение установленного порядка

Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.

Статьей 31 Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно  п.1 ст. 5 указанного Закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Никаких возрастных ограничений к участникам публичного мероприятия ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не содержит. В соответствии с п.1 ст. 6 Закона участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Участники публичных мероприятий обязаны:

-выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

-соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

- соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

 Участники публичных мероприятий не вправе:

- скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

- иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества;

- иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;

- находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

 

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени.

 

Проведение публичного мероприятия запрещается:

1) на территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) на территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) в пограничной зоне, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;

3) неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

 

За нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований предусмотрена административная и уголовная ответственность:

 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В июне 2012 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен ряд изменений, предусматривающих ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

В частности: увеличены максимальные размеры административного штрафа для граждан по санкциям статей 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, части 4 статьи 20.25 - до трехсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1 - 4 статьи 20.2, статей 20.2.2, 20.18 - до шестисот тысяч рублей.

Статьей 5.38 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, а именно:

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 20.2 КоАП "Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования" изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения.

1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 данной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов.     

7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, — влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

 Виды административных наказаний дополнены новым наказанием в виде обязательных работ, при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП, относится к компетенции судей (часть 1 статьи 23.1 КоАП), что исключает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей).

Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесены к категории дел, по которым сроки исковой давности составляют один год со дня совершения административного правонарушения.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статьей 149 Уголовного кодекса Российской Федерации незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме того, уголовная ответственность последует за совершение преступлений предусмотренных статьями 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистских действий», 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», 212 УК РФ «Массовые беспорядки», а также 318, 319 УК РФ "За оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти".

     

 Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.

 Как действовать родителям, если пропал ребенок

Незамедлительно обратитесь в ближайший отдел полиции, в случае отсутствия информации о месте положения Вашего ребенка, (выключен сотовый телефон, ребенка нет в привычном месте, где он должен был находиться). Заявление от родителей (законных представителей) в дежурной части полиции обязаны принять в любое время суток. Предоставьте сотруднику полиции фотографию ребенка (соответствующую его возрасту), подробно опишите его приметы, особые приметы (шрамы, родинки и т.д.), в чем ребенок был одет, особенности поведения. Как можно подробнее расскажите сотрудникам полиции об обстоятельствах исчезновения ребенка, его образе жизни, увлечениях, какую школу или детский сад посещает, какой круг общения (появились ли новые знакомые, незадолго до исчезновения), знает ли ребенок, где живут его приятели, где обычно гуляет, как проводит досуг. Составьте список друзей и знакомых ребенка с номерами телефонов, самостоятельно обзвоните всех, узнайте, когда они в последний раз видели Вашего ребенка, будьте особо внимательно к тем, кто видел ребенка незадолго до исчезновения, спрашивайте малейшие детали, что говорил ребенок, в каком был настроении, кто был вместе с ним. Сотрудники полиции проведут осмотр квартиры (комнаты ребенка) у Вас дома, могут изъять его личные вещи (расческу, зубную щетку, предметы одежды, компьютер (ноутбук, планшет) в случае, если ребенок пользуется социальными сетями и доступ в его профили защищен паролем). Необходимо самостоятельно пройти маршрут от дома до того места, где должен находиться ребенок, зайдите в магазины, расположенные на предполагаемом пути следования ребенка, покажите продавцам фотографию, выясните наличие камер наружного наблюдения на зданиях, расположенных на пути следования ребенка, по возможности просмотрите видеозаписи. В любом случае сотрудниками полиции вышеуказанные мероприятия будут проводиться повторно. Необходимо запросить распечатку последних звонков у оператора мобильной связи и передать ее сотрудникам полиции. Не указывайте свои личные  номера телефонов в размещаемой информации (в СМИ, интернет, листовках) о пропаже ребенка, так как этим могут воспользоваться мошенники, предлагая за деньги предоставить информацию о месте нахождения ребенка.

Меры профилактики:

-  в карманы одежды ребенка вложите визитки с контактами родителей.

- проведите беседу с ребенком о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя уходить с кем-либо, не предупредив об этом родителей.

- по возможности подключите сервисы мониторинга местонахождения ребенка на мобильных телефонах.

- выясните у ребенка круг его общения и записывайте имена, адреса и телефоны его приятелей.

- маленького ребенка обучите, чтобы он знал свою фамилию, имя, отчество, день рождения, адрес проживания.

- обговорите с ребенком условные места, где встретитесь в случае, если разминётесь в общественном месте (на рынке, вокзале, торговом центре, в парке). Смоделируйте с ребенком возможные ситуации, при которых он может потеряться, и как ему стоит себя вести. Например, если вы пользуетесь автобусом в час пик, то не исключена ситуация, что ребенок зайдет в автобус, а Вы останетесь на остановке. Договоритесь с ребенком, что в этом случае он должен выйти на следующей остановке и ждать Вас. Или, наоборот, если ребенок вдруг останется на остановке, то он должен Вас ждать и не садиться в другой автобус.

ПОМНИТЕ! Большинство детей находятся живыми и здоровыми в течение первых 48 часов с момента исчезновения! Но это не значит, что нужно сидеть дома и ждать, пока ребенок найдется сам! Каждая минута, проведенная в ожидании, может стоить пропавшему ребенку жизни.

 

Врио начальника правового отделения

УМВД России по Фрунзенскому району г. СПб

майор внутренней службы                                                                И.В .Кудрина

«ВЗЯТКА»

В наше время абсолютное большинство людей, возможно в меньшей степени несовершеннолетние, знают, что такое «взятка».

Парадоксальность масштабов распространения, действий, квалифицируемых как дача (должностному лицу), получение взятки или посредничество в ее передаче заключается, в том что граждане сталкиваются с ними в своей повседневной жизни, будь то их незаконное намерение получить:

- лучший результат (или зачет) по изучаемому предмету в образовательном учреждении или документ об образовании при условии, что лицо фактически не обучалось;

- юридическое закрепление за гражданином имущества (регистрация недвижимости в собственность или снятие (установка) ограничений) в отсутствие на то оснований или совершение нотариального действия при не предоставлении лицом документов, установленных законом для оформления сделки или ее проведение в условиях, когда человек не способен осознавать значение своих действий и ее правовые последствия (например, при удостоверении завещания или доверенности на передачу имущества);

- больничный лист, при условии, что лицо фактически не болеет, не нуждается в медицинской помощи, медицинских услугах;

-внеочередное получение жилья или других государственных (муниципальных) услуг;

- выделение земельного участка, при условии, что его целевое назначение не соответствует, как для данного вида использования, так и владение им по субъектному составу;

- назначение на государственную, муниципальную должность;

- и другие случаи (в том числе в страховании), когда граждане посредством предложения должностному лицу денежных средств, имущества, или взамен предложенных услуг незаконно получают от его действий или бездействия какие-либо права в отсутствие на то оснований, либо избегают при совершении правонарушения или преступления наступления, предусмотренной законом ответственности.

Действия, связанные с взяткой находятся под угрозой привлечения лица к уголовной ответственности, санкция за которые закреплена в Уголовном кодексе РФ (ст. 290, ст. 291,    ст. 291.1, ст. 291.2), и подразделяется на: 1) дачу взятки; 2) получение взятки;                           3) посредничество в передаче взятки; 4) мелкое взяточничество.

Отдельно можно отметить уголовную ответственность лица за провокацию взятки  (ст. 304 Уголовного кодекса РФ), то есть попытку передачи должностному лицу без его согласия денег (иного имущества, оказания услуг, предоставление прав) в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

В настоящей статье рассмотрим неблагоприятные последствия  для гражданина, пытающегося при помощи взятки получить для себя какие-либо права, преимущества или избежать ответственности.

Взятка – дача должностному лицу взятки лично или через посредника за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Взятка сама по себе может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав.

Санкция вышеуказанных статей Уголовного кодекса РФ (их частей 2,  3 (п. «б»),         4 (п. «б»), 5 (п. «в»), 6) предусматривает ответственность за взятку в денежном выражении, превышающем: при значительном размере - 25 000 рублей,  крупном - 150 000 рублей, особо крупном - 1 000 000 рублей. Санкция за мелкое взяточничество предусмотрена в размере дачи взятки, не превышающей 10 000 рублей.

Должностные лица (выполняющие в государственном или муниципальном органе или учреждении организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции), к которым, в том числе относятся  и сотрудники полиции, могут сталкиваться с незаконным намерением лиц при помощи предложения (дачи) взятки получить:

- водительские права лицом, не прошедшим специальную подготовку, без сдачи экзамена (или при отрицательном результате сдачи экзамена);

- не составление в отношении гражданина протокола об административном правонарушении; не возбуждение уголовного дела по подтвердившемуся в процессе проверки преступлению; не привлечение лица к уголовной ответственности (сокрытие вещественных доказательств, преднамеренные действия по утрате «вещдока» или бездействие по его сохранению); не проведение проверки по поступившему заявлению о преступлении (не осуществление проверки по сообщению о совершении административного правонарушения или уголовного преступления или ее проведение с нарушением процедуры и др.);

- не осуществление действий (бездействие) по задержанию лица или транспортного средства, находящихся в розыске;

- снятие с учета или незаконную постановку на учет транспортного средства, имеющего признаки подделки идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство заводом изготовителем и другие должностные преступления.

В зависимости от времени обнаружения и пресечения преступления, последнее квалифицируется как оконченное преступление или как покушение на преступление или приготовление к нему.

Уголовная ответственность за данный вид преступления (дача, получение взятки или посредничество в ее передаче) предусматривает не только лишение свободы, как основной вид наказания, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, но и денежное взыскание -  штраф, который исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме взятки, и не может быть более 500 000 000 рублей (или в размере заработной платы осужденного за определенный (санкцией статьи) период).

Кратная величина размера штрафа составляет от 5 до 70 – кратной величины взятки в зависимости от квалификации действий (дача, получение или посредничество в ее передаче).

Так, например, за дачу взятки в значительном размере, превышающем 25 000 рублей, кроме основного и дополнительных наказаний, предусмотрен штраф в размере до 1 000 000 рублей, или в размере от 10 до 40 – кратной суммы взятки, что составит штраф в размере от 250 000 рублей до 1 000 000 рублей, или заработной платы осужденного до 2-х лет.

Естественно, чем больше размер взятки, тем больше в разы размер и кратность штрафа, ответственность (в том числе, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой). Как указывалось выше, предельный размер штрафа составляет 500 000 000 рублей. Мелкое взяточничество, где размер взятки до 10 000 рублей, предусматривает ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 рублей  (а лицу имеющему судимость за взяточничество, и повторно, совершившего преступление, штраф уже составит – до 1 000 000 рублей).

Между тем, к ответственности привлекается, как лицо, давшее взятку, так и должностное лицо, получившее взятку.

При этом следует помнить, что лицо, хоть и давшее взятку, освобождается от ответственности, если оно способствовало раскрытию и расследованию преступления, в том числе, если оно в связи с имевшим место вымогательством у него взятки со стороны должностного лица, сообщило в полицию о ее даче.

Статья подготовлена референтом государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса Рипаковой Ириной Владимировной,  специалистом – экспертом правового отделения УМВД России по Фрунзенскому району г. СПб.

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей

Ответственность родителей за воспитание детей является важнейшим элементом института семьи, лишь при правильном воспитании ребёнок сможет вырасти добропорядочным гражданином.

Хорошие родители обязательно постараются донести до своего ребенка, что ему также как и всем, нужно отвечать за свои слова и действия. Однако, в связи с нехваткой времени и занятостью на работе, часто ответственность за воспитание детей перекладывается уже родителями на преподавателей в школах, воспитателей в детском саду или еще хуже того, на самих детей.

Под понятием ответственности за воспитание ребенка подразу-мевается забота о его физическом, нравственном, психическом и духовном развитии. Во избежание несчастных случаев, родители обязаны  обеспечивать должным образом безопасность своему ребенку. Также, несущие за детей ответственность родители обязаны позаботиться о получении им общего образования, для чего ребёнку необходимо посещать школу.

Родительские права не должны осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом их основной заботы. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей и так как родители представляют по закону своих несовершеннолетних детей, то они уполномочены отстаивать их права.

Если родители не исполняют свои обязанности или делают это ненадлежащим образом, то они могут нести такие виды юридической ответственности как:

- «Административную» - а именно, согласно ч.1 ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителями (законными представителями)  по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, может повлечь за собой применение мер административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа;

- «Семейно-правовую» - согласно ст. 69 Семейного кодекса РФ «Лишение родительских прав», родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения), либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций,  жестоко  обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, имеют наличие болезни хроническим алкоголизмом или наркоманией;

-  «Гражданско-правовую»  -  согласно ст. 1073 Гражданского кодекса РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Также, согласно  ст.1075 ГК РФ, на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей;

- «Уголовную» - согласно ст. 156 Уголовного кодекса РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, может повлечь наказание в виде штрафа  до ста тысяч рублей, исправительными работами на срок до двух лет, принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Данные виды ответственности введены для того, чтобы защитить интересы несовершеннолетних, чьи права систематически ущемляются, детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. А также для того, чтобы родители помнили, что  ответственность за воспитание  и  развитие детей, является их прямой обязанностью, где бы они не находились.

Таким образом, чем прочнее моральный фундамент и бережнее отношение родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением надлежащим образом своих родительских прав и обязанностей, семья будет считаться благополучной, а ребенок, воспитывающийся в такой семье, будет расти счастливым.

 

Юрисконсульт правового отделения УМВД России

по Фрунзенскому району г. СПб

младший лейтенант внутренней службы                                                 Ю.В. Коман    

«Внимание, дети!»

Мы все, взрослые люди, понимаем проблемы, с которыми сталкиваются в настоящее время наши дети и молодежь, поскольку также, как и несовершеннолетние «мы все родом из детства». Однако «детства из прошлых лет», когда еще неконтролируемые информационные потоки, и понятие, как «информационные войны» не имели такого значения и масштабов последствий для жизни и судьбы человека, как в настоящее время.

Время идет, техническое и интеллектуальное развитие человека растет, и их результаты находятся в открытом доступе в средствах массой информации, в интернете, а с информацией растут и «так называемые возможности» (мысли и желания несовершеннолетних «все попробовать и испытать на собственном опыте»).

Продукты технологического прогресса в виде информации и возможностей падают неотфильтрованным потоком на сознание несовершеннолетних, и самостоятельно в силу возраста, умственного и физиологического развития, на данном этапе времени, естественно, объективно воспринимать, и «упорядоченно уложить в своей голове», они их не могут.

Такая информация в головах несовершеннолетних принимает форму хаоса, последствием которого являются поступки, за которые им уже приходится расплачиваться не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни.

Государство противостоит информационным угрозам, в том числе угрозам, направленным против детей. Здесь стоит отметить, что вместе с техническим прогрессом появляются новые общественные, а следом и экономические отношения, и государство, как регулятор, прописывает в законе рамки поведениях в новых условиях. При этом предполагается, что общество будет находиться и функционировать в возникших правоотношениях, не нарушая, установленных запретов, а государство, в свою очередь, прописывает санкции за нарушение, как новых, так и старых правил поведения.

Дети поколения 90 – х годов особо не интересовались и не руководствовались содержанием законов, этому особо не учили и не просвещали в школе, и со стороны государства правовое просвещение и пропаганда правомерного поведения среди молодежи, знание уголовного и административного закона, ответственности за деяние, которые ими прописаны, не распространялись. Все было проще, в большинстве случаев поколение руководствовалось личными представлениями о моральных и нравственных принципах, на примере стихотворения Владимира Маяковского из школьной программы «Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое  хорошо, и что такое плохо?».

Сегодня другое время, государство более активно занимается правовым просвещением молодого поколения, должностные лица государственных органов и учреждений регулярно посещают школы с соответствующими программами и занятиями для несовершеннолетних.

В настоящее время маленькие граждане нашей Родины в условиях практически открытого доступа к информации, запутались, и границы дозволенного, в их понимании, стерты. А если границы стерты, маленький человек их переступает, и в условиях отсутствия хотя бы маломальских знаний правил поведения в обычных, и тем более новых условиях, может впоследствии отказаться от воздействия на его поступки авторитета школы, родителей, и, следовательно, преступить и закон.

Вместе с соответствующим законом в конце 90 – х годов в государстве появляется отдельный институт органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся органы в сфере управления образованием, учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, органы опеки и попечительства, учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы управления социальной защитой, учреждения социального обслуживания, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи, органы управления здравоохранением и медицинские организации, органы службы занятости, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие координацию деятельности органов и учреждений системы (органы местного самоуправления), учреждения уголовно – исполнительной системы, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и другие (взаимодействие органов учреждений системы профилактики регламентирует Федеральный закон от 24.06.1999 №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

В вышеуказанных государственных учреждениях введены должности юрисконсультов, которые занимают лица с высшим юридическим образованием, и   работа которых направлена, в том числе на индивидуальную работу по консультированию несовершеннолетних и их семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, а также коллективную работу с несовершеннолетними, связанную с выходом в образовательные учреждения с лекциями, семинарами, играми со школьниками на правовую тематику, объясняя последним при помощи простых игр, их основные права и обязанности, и главное модель поведения в семье, обществе, в отдельно взятой группе, в том числе, если школьник оказался в сложной жизненной ситуации.

Правовое просвещение среди несовершеннолетних играет очень важную роль для граждан нашей страны, для нашего общества в целом.

Государство заботится о детях, отводя правовому просвещению и пропаганде правомерного поведения среди молодежи главенствующее место.

И эта забота государства заключается в слаженной системообразующей работе государственных органов по защите детей, их развитию и просвещению, основы которой (защита семьи, материнства и детства, право ребенка на жизнь, образование, медицинскую помощь, свободу слова и всестороннее развитие), закреплены в главном законе страны Конституции РФ (принципы в которой базируются, в том числе основе норм международного права в области защиты детей -  Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. и др.).

Кроме того, отношения защиты несовершеннолетних, их права, обязанности и ответственность предусмотрены в следующих федеральных законах и кодексах (рассмотрим вкратце их положения):

 

Гражданский кодекс РФ:

Дееспособность несовершеннолетних:

Дети от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих родителей. Такая сделка  действительна также при ее последующем письменном одобрении родителями ребенка.

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения; 3) вносить вклады в банк и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки.

По достижении 16 лет подросток вправе быть членом кооператива.

Дети от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими.

По ходатайству родителей или органа опеки и попечительства может ограничить или лишить ребенка в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

Дееспособность малолетних до 14 лет:

За ребенка до 14 лет, сделки могут совершать от их имени только их родители или лица их заменяющие. К сделкам родителей с имуществом их ребенка применяются правила о распоряжении с имуществом подопечного.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: а) мелкие бытовые сделки; б) сделки по принятию недвижимого имущества в качестве дара, иные сделки с недвижимым имуществом за малолетних могут совершать от их имени только их родители; в) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (без необходимости заверения нотариусом или государственной регистрации); г) сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или с их согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность и за вред по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

 

Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает в отношении соблюдения прав несовершеннолетних:

Участие прокурора и органов опеки и попечительства в суде в делах о защите семьи, материнства, отцовства и детства;

Права и интересы детей от 14 до 18 лет защищают в процессе их родители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих детей. По делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, подростки от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права (с привлечением родителей). Интересы детей до 14 лет, защищают в процессе их родители (или лица, их заменяющие). Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет производятся с участием педагога. С 10 лет ребенок в суде может выражать свое мнение.

 

В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены следующие положения. Обязанность детей: не нарушать устав школы, образовательного учреждения; не мешать учителям, педагогам и другим детям осваивать учебную программу - не кричать во время урока и на переменах; не портить имущество образовательного учреждения; не оскорблять учителей, педагогов и детей, не брать чужие вещи, выполнять, как в классе, так и дома, задание учителя и т.д.).

 

В Семейном кодексе РФ предусматривается: право ребенка знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, на заботу со стороны родителей, их защиту и содержание, право жить совместно с родителями и выражать свое мнение при решении семейных вопросов и т.д.

 

Трудовой кодекс РФ.

Не секрет, что большинство правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, происходит в свободное от школы время в течение учебного года, и в каникулы летом. Нередко, применение трудотерапии в качестве профилактики правомерного поведения используется для формирования в ребенке любви к труду, порядку и ответственности за свои поступки.

Особенности регулирования труда, согласно положениям Трудового кодекса РФ, с лицом до достижения им 18 лет:

Трудовой договор заключается с лицом, достигшим 16 лет, а также может быть заключен с лицом достигшим:

1)  возраста 14 лет - при условии согласия органа опеки и попечительства, и одного из одного из родителей. При этом, ребенок является учащимся, и работа будет проходить в свободное от учебы время. Работа должна относится по характеру к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью.

В организациях творчества, искусства и спорта допускается заключение трудового договора до достижения ребенком 14 лет с обязательным разрешением органа опеки и попечителей и одного из родителей. Для работников до 18 лет в сфере творчества, искусства и спорта предусматриваются исключения среди общих запретов Трудового кодекса РФ в отношении применения труда несовершеннолетних.

2) возраста 15 лет – подростки, получившие или получающие общее образование для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью.

При этом Федеральным законом от 01.07.2017 №139-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» внесены следующие изменения и ч.ч. 2, 3 ст. 63 изложены в следующей редакции:  «лица, получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста 15 лет и в соответствие с федеральным законом, оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью без ущерба для освоения образовательной программы. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы» Ч. 4 ст. 92 изложена в следующей редакции: «продолжительность рабочего времени лиц, в возрасте до 18 лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, установленных ч. 1 ст. 92 для лиц соответствующего возраста» Абзацы 2 и 3 ч. 1 ст. 94 изложить в следующей редакции: «для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное и работающих в период каникул) в возрасте от 14-15 лет – 4 часа, от 15-16 лет – 5 часов, от 16-18 – 7 часов. Для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа, от 16-18 лет – 4 часа».

При этом несовершеннолетнему до 18 лет необходимо будет предоставить будущему работодателю, следующие документы: паспорт или свидетельство о рождении, трудовую книжку (работодатель сам ее заводит в случае первой работы), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (работодатель сам оформляет его при первой работе); документ воинского учета (при наличии); документ образовании (или справку из образовательного учреждения, о том что является учащимся); справку из медицинского учреждения о прохождении комиссии; сведения об идентификационном номере налогоплательщика; банковские реквизиты для перечисления заработной платы (при необходимости открыть счет в банке) и др.

При заключении трудового договора с несовершеннолетним, последний проходит обязательный медицинский осмотр за счет работодателя. Предусматривается ежегодный медицинский осмотр в период работы до достижения подростком 18 лет.

Не допускается привлекать  детей: к работам в религиозных организациях, игорного бизнеса, барах, где осуществляется торговля алкоголем, табаком, наркотическими средствами, материалами эротического содержания, работа с вредными и опасными условиями труда, на работу, связанную с переноской тяжести, запрещено устанавливать им при приеме на работу испытательный срок, привлечение к труду сверхурочно, в выходные, праздничные, нерабочие дни, в ночное время, вахтовым методом, по совместительству, а также направлять в командировку.

Расторжение трудового с несовершеннолетним по инициативе работодателя допускается только при наличии согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних (за исключением случая ликвидации организации).

Продолжительность трудовой недели (для взрослых 40 часов):

1) до 16 лет – не более 24 часов;

2) от 16 - 18 лет, в том числе инвалиды 1, 2 групп – 35 часов;

3) для обучающихся в школе во время учебного года до 16 лет – 12 часов в неделю;

4) для обучающихся в школе во время учебного года от 16 – 18 лет, в том числе инвалиды 1, 2 групп, продолжающих обучение в образовательном учреждении, в свободное от учебы время – 17,5 часов в неделю.

Продолжительность трудового дня (8 часов у взрослых) –

1) без совмещения с учебой от 15 до 16 лет – 5 часов в день;

2) без совмещения с учебой от 16 лет до 18 лет – 7 часов в день;

3) без совмещения учебой внесены в ТК РФ изменения (см. выше) от 14-15 – 4 часа в день.

3) для обучающихся в школе во время учебного года от 14 до 16 лет – 2,5 часа в день;

4) от 16 – 18 лет, продолжающих обучение в образовательном учреждении, в свободное от учебы время – 4 часа.

Отпуск 31 календарный день может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев работы в удобное для несовершеннолетнего время (в отличие от взрослых – после истечения 6 месяцев), при этом не допускается его перенесение на следующий год или денежная компенсация за его отсутствие.

Заработная плата выплачивается подростку с учетом сокращенной продолжительности рабочего времени, пропорционально отработанному времени, но по желанию работодателя он может оплачивать труд сокращенной продолжительности, как если бы была полная продолжительность ежедневной работы.

Полную материальную ответственность несовершеннолетние несут лишь за умышленное причинение вреда, причиненного в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, а также за ущерб, причиненный преступлением или совершением административного правонарушения.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в том числе предусматривает соблюдение прав несовершеннолетнего при попадании им под следствие за совершение преступления, и получения вследствие такого поступка, статуса подозреваемого, обвиняемого, осужденного:

При задержании подозреваемого и доставлении его в полицию в срок не более       3 – х часов должен быть составлен протокол задержания (до допроса по его просьбе обеспечивается свидание с защитником на срок не менее 2 – х часов).

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день, с участием защитника, а при недостижении лицом возраста 16 лет обязательное участие педагога или психолога. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь, дознаватель вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия.

 

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает исполнение решения суда, в отношении несовершеннолетних лиц, осужденных (к лишению свободы  - отбытие наказания в воспитательных колониях).

 

Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» регламентирует наряду с Семейным кодексом РФ участие органов опеки и попечительства в вопросах, касающиеся защиты, воспитания, имущественных прав несовершеннолетних, их прав на жилище, при условии отсутствия законных представителей, или при наличии законных представителей, но как гарантии со стороны государства безусловного соблюдения прав ребенка. Закрепляет порядок действий указанных органов в случае, когда ребенок остался без попечения родителей, подготовка материала к лишению родительских прав, проведение обследования жилищных условий квартиры, где проживает несовершеннолетний и другие вопросы.

 

Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» в числе прочих вопросов прописывает необходимые действия сотрудников полиции при задержании несовершеннолетнего:

Полиция имеет право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения и антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение полиции.

 О каждом задержании ребенка полиция незамедлительно уведомляет его родителей.

 

Чтобы наши дети после совершеннолетия стали полноценными членами гражданского общества, его надежной опорой, в период своего становления и всестороннего гармоничного развития они должны понимать, что имеют не только права, но и обязанности, в том числе обязанность поэтапно осваивать индивидуальную учебную программу (план) в образовательных учебных заведениях (дошкольных, школьных, профессиональных, высших) до наступления совершеннолетия, и при этом учиться соблюдать на образовательном, трудовом, бытовом уровне запреты и ограничения, предусмотренные действующим законодательством. Понимать, что их действия не должны нарушать права других детей, и (или) взрослых, как в школьное, так и после школьное, а также и в каникулярное время.

Помнить, что в нашей стране субъектами за совершение правонарушения, преступления становятся несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения правонарушения и (или) преступления:

 

1) Административная ответственность, основным видом наказания которой является денежный штраф, наступает по достижении лицом, совершившим правонарушение, с 16 лет согласно положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Рассмотрим правонарушения характерно,совершаемыми  детьми и подростками:

- статья 20.22 – нахождение в состоянии опьянения в общественных местах до 16 лет, либо потребление ими алкоголя, наркотиков или  психотропных веществ без назначения врача, психоактивных и одурманивающих веществ.

-  статья 20.21 – появление несовершеннолетних в общественных местах в состоянии опьянения (до 16 лет);

- статья 20.20 – потребление (распитие) алкогольной продукции, в общественных местах (с 16 лет);

- статья 6.24.  – нарушение запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

При этом, следует особо отметить, что согласно федеральному законодательству, потребление лицами алкоголя и табака до наступления совершеннолетия (18 лет) запрещено независимо от их местонахождения.

- статья 20.1 – мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью);

- статья 13.24 – повреждение телефонов-автоматов;

- статья 12.29 – нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения (велосипедистом);

-статьи 8.30 и 8.32 – уничтожение лесной инфраструктуры (гнезд, муравейников, нор и т.д.); нарушение правил пожарной безопасности в лесах;

        - статьи 6.8 и 6.9 – незаконный оборот и потребление наркотиков без назначения врача, психоактивных веществ.

Предусматривается, в том числе ответственность за административные правонарушения согласно Закону Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»: за безбилетный проезд и нарушение комендантского часа: ночью в течение учебного года с 22-00 до 06-00, в праздничные дни (Новый год и День города) и летнее время, а также подростков с 16 лет с 23-00 до 06-00; нарушение ночной тишины, использование пиротехники; жестокое обращение с животными и т.д.;

- статья 7.17 – уничтожение чужого имущества, если эти действия повлекли причинение значительного ущерба (от 2500 рублей).

       До наступления подростком возраста 16 лет ответственность за его правонарушения несут его родители (статья 5.35 – неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних).

 

2)Для уголовной ответственности, основным видом наказания которой является лишение свободы  –  с 16 лет, а по ряду статей Уголовного кодекса РФ с 14 лет (например, статьи 111 и 112 – умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью; статья 131 – изнасилование; статья 158 - кража, 161 – грабеж; 162 – разбой; 105 – убийство; статья 207 – заведомо ложное сообщение об акте терроризма; 214 – вандализм; статья 267 - приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

Для подростков нередко характерно поведение, когда несовершеннолетний рисует на партах, стенах, разбивает стекла и портит другое имущество, например в школе, других учебных и государственных учреждениях, магазинах, на транспорте, в случае если стоимость поврежденного имущества, повлекла значительный ущерб (от 2 500 рублей), а также конфликтные отношения со сверстниками, когда «пресловутая драка» может закончиться для несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, проблемами с законом и судимостью. Подростки, совершившие преступление, но не достигшие возраста 16 лет (или 14 лет по ряду статей), если не будут осуждены в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, то в любом случае попадут на специальный учет в школе, в отдел по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ОДН - полиция) и ПДН (комиссия при местной администрации), и других органов и учреждений системы профилактики правонарушений среди молодежи. Такие события повлияют на дальнейшую жизнь подростка, в том числе при поступлении во многие учебные заведения среднего и высшего образования. Такой «скелет в шкафу», как состояние на учете или судимость, будет играть решающий фактором для отказа в поступлении подростка на обучение в престижное учебное заведение.

Статья 116 (с 16 лет) – побои – нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий от умышленного причинения легкого вреда здоровью (статья 115).

Статья 167 (с 16 лет) – уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (от 2500 рублей).

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (на срок не более 3 – х лет, но в любом случае до наступления совершеннолетия).

Особенно актуально упомянуть в настоящей статье внесение в июне 2017 года изменений путем включения в Уголовный кодекс РФ статьи 110.1 - склонение  к совершению (путем уговоров, предложений, предоставлением информации, орудий совершения самойбийства), в том числе указанные деяния, совершенные в отношении несовершеннолетних, например через сеть интернет.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы;  г) исправительные работы; д) ограничение свободы; е) лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф по решению суда может взыскиваться с родителей только с их согласия, устанавливается в размере от 1000 до 5000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 2 недель до 6 месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для подростка, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время для подростков: до 15 лет не более 2 часов в день; от 15 до 16 лет - 3 часов в день. Исправительные работы назначаются на срок до 1 года. Ограничение свободы назначается в виде основного наказания на срок от 2 месяцев до 2 лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет. Несовершеннолетних до 16 лет, совершивших особо тяжкие преступления, а также 16 - летним несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также 16 - летним несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого (до 10 лет для взрослых) либо особо тяжкого (от 10 лет и более строгое наказание для взрослых) преступления низший предел наказания сокращается наполовину.

При назначении наказания несовершеннолетнему кроме общих обстоятельств учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред;  г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия - передача под надзор родителей и ограничение досуга, устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести (до 3 – х лет для взрослых) и от 6 месяцев до 3 лет - при совершении преступления средней тяжести (по неосторожности - до 3 лет, при умышленном - до 5 лет для взрослых). В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

 

Следует помнить, что незнание закона не освобождает лицо от ответственности, и что в России действует Федеральный закон от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации. В связи с этим, дети всегда могут обратиться за правовой помощью, прежде всего  к своим родителям, а при желании вместе с ними или самостоятельно по месту жительства: в свое образовательное учреждение, органы опеки и попечительства, органы и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи, государственные учреждения, специализирующиеся на оказании бесплатной юридической помощи, а также позвонить на горячую линию (круглосуточно) для детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации по телефону: 8 (812) 747 – 13 – 40.

В последние годы политика государства шла, и в настоящее время продолжает идти по направлению правового просвещения детей, повышению их уровня знаний их основных прав и обязанностей, именно в условиях современного мира, современных реалий. Однако нельзя забывать и о правилах поведения, указанных выше, прописанных в законе, и описывающих отношения, возникшие ранее рождения детей нового поколения. Как писал Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».

ВНИМАНИЕ, ОСТОРОЖНО ДЕТИ, ПОЛЬЗУЯСЬ СВОИМИ ПРАВАМИ, НЕ НАРУШАЙТЕ ЗАКОН!

Статья подготовлена специалистом – экспертом правового отделения УМВД России по Фрунзенскому району г. СПб Рипаковой Ириной Владимировной

К государственным служащим увеличили требования

В связи с тем, что опубликование в сети «Интернет» сведений о своей личной жизни на сегодняшний день приняло беспорядочный характер, с нового 2017 года  законодателем была введена необходимость определенных ограничений для лиц замещающих государственные и муниципальные должности, а также к гражданам Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы.

Так, с 1 января 2017 года вступили в законную силу новые изменения, внесенные 19 декабря 2016 года в Федеральный закон  от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,  в  части дополнения его новой статьей  20.2 «Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"», обязывающей всех государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также граждан Российской Федерации, претендующих на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципального служащего, предоставлять представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные позволяющие их идентифицировать.

Данная информация теперь предоставляется работодателю государственными служащими ежегодно, по форме утвержденной  Распоряжением Правительства от 28.12.2016 №2867-р «Об утверждении формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Также, следует отметить, что требования закона распространяют свое действие на все социальные сети и сайты знакомств, но при условии, что гражданин разместил там свои данные (не вымышленные, а вполне реальные), позволяющие его идентифицировать  (фамилия, имя отчество, год рождения, адрес проживания, фотографии, либо комбинирование этих фотографий, либо комбинирование этих данных), к таким сайтам можно отнести такие социальные сети как, «В Контакте», «Одноклассники», «Инстаграм», «Майл.ру», «Вайбер», различные сайты знакомств и др.

Кроме того, законом предусмотрено право представителя нанимателя принимать решение об обработке указанной информации, а также проверке достоверности  и  полноты сведений, представленных указанными лицами на данных сайтах.

Исходя из вышеизложенного, гражданам  Российской Федерации замещающим государственные и муниципальные должности, а также  гражданам, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, следует подумать, прежде чем выложить в сети «Интернет» фотографии компрометирующего характера и несовместимых со своим статусом или службой, чтобы эта информация не стала препятствием для поступления на службу, или же в худшем случае, увольнением со службы.

 

Специалист-эксперт правового отделения УМВД

России по Фрунзенскому району г. СПб

референт государственной гражданской службы

Российской Федерации 3-го класса

Ю.В. Коман

 

Как быть, если стал свидетелем воровства?

В повседневной жизни мы часто слышим из новостей или от знакомых о том, что у кого-то вытащили из кармана кошелёк или же украли на улице сумочку. В основном такие мелкие кражи возникают в транспорте, в утренние или вечерние часы, когда повсюду имеется большое скопление людей, так называемая «давка», в такие моменты злоумышленникам легко удаётся обзавестись чужим имуществом. Но что делать, если вы стали невольным свидетелем такого воровства? Если вы владеете приёмами боевого искусства, то наверно вам с лёгкостью удастся скрутить злоумышленника, но если же данные навыки вами приобретены не были, то тогда есть возможность поднять шум, и тем самым привлечь внимание окружающих, для поимки мелкого воришки, или же вызвать сотрудников полиции. Все случаи хороши, но и в то же время два из перечисленных случая довольно опасны, ведь злоумышленник может быть  вооружен. И тут остаётся вопрос: «Что же делать в данном случае?».

Первое что стоит предпринять это – оценить обстановку. Если у кого-то вытягивают кошелёк из кармана, и, по вашему мнению, вор не представляет собой особой опасности для окружающих, то можно  попытаться спасти кошелёк потерпевшего, например, закричать, чтобы окружающие помогли задержать злодея, но если же такой случай происходит на какой-нибудь безлюдной улице и грабителей при этом несколько, то тут лучше не рисковать, ведь человеческая жизнь всё-таки дороже кошелька. В таком случае, следует отойти в сторонку и вызвать сотрудников полиции. Второй способ это - попытаться запомнить злоумышленников, их рост, цвет волос, цвет глаз, одежду, в которую они были одеты, чтобы в дальнейшем можно было сообщить эти данные сотрудникам полиции. Ну и третий способ, которого стоит придерживаться – это быть бдительным, чтобы не оказаться на месте жертвы, всегда убирать все ценные вещи в потайной карман, куда злоумышленник не сможет пробраться, стараться держать сумку крепко прижав к себе, а если вы едете где-то в транспорте, то перед собой, в таком положении сумки, вор вряд-ли захочет остаться замеченным, а вы не станете его очередной жертвой.

Специалист-эксперт правового отделения УМВД

России по Фрунзенскому району г. СПб

референт государственной гражданской службы

Российской Федерации 3-го класса                                                                    Ю.В. Коман

 

Как поступить в полицию

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  на службу в органы внутренних дел (далее по тексту – ОВД), вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющим государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Поступить на службу в органы внутренних дел можно, либо обратившись в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, лично, с заявлением, включающим  в себя просьбу о поступлении на службу в органы внутренних дел, либо поступив в образовательную организацию высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта.

Стоит отметить, что в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать, в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет (ст.17 Федеральный закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

 Предельный возраст для поступления на службу в органы внутренних дел, для замещения должностей в органах внутренних дел установлен до 35 лет, а для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме до 25 лет.

Вместе с тем, в соответствии с п.5 ст.17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342 –ФЗ (ред. от  05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 - 9 части 1 статьи 14  Федерального закона  №342-ФЗ  от  30.11.2011 (в ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в случаях, если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел и перечень должностных лиц, имеющих право принимать указанные документы, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: либо о заключении с гражданином служебного контракта, либо об отказе в приеме на службу в ОВД (п.4 ст.19 Федерального Закона №342-ФЗ от 30.11.2011).

 

Специалист-эксперт правовой группы

УМВД России по Фрунзенскому району г.СПб.                                  Ю.В. Коман

 

Когда основной и учебный отпуск совпадают

         Порой случается так, что сотрудник во время основного отпуска приносит заявление о предоставлении ему  учебного отпуска. Отсюда возникает вопрос: имеет ли право работодатель отказать в предоставлении учебного отпуска работнику, находящемуся в ежегодном оплачиваемом отпуске и должен ли быть перенесён основной отпуск, в случае наложения на него учебного?

Под учебным отпуском понимается  гарантированная трудовым законодательством мера, позволяющая сотруднику осуществлять  обучение без отрыва от работы.

Основным же отпуском следует считать время отдыха в течение определённого количества дней подряд установленных законодательством и предоставляемых работнику ежегодно, с сохранением за ним места работы и, как правило, среднего заработка.

В соответствии с ч.5, ст.37 Конституции РФ, работающему, по трудовому договору гарантируется право на оплачиваемый ежегодный отпуск. Право на отпуск возникает у  всех работников независимо от места работы и организационно правовой формы организации.

         Правила главы 19 Трудового Кодекса РФ (отпуска) гласят, что ежегодный оплачиваемый отпуск работодатель обязан предоставлять работнику без изъятий и нарушений.

         Таким образом, ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлён или перенесён на другой срок, определяемый работодателем с учётом пожеланий работника в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст.124 ТК РФ).

          Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что работодатель в равной мере обязан предоставить лицам, совмещающим работу с обучением, и учебный отпуск, и ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

 Поскольку учебный отпуск предоставляется на период, указанный в справке-вызове, перенести его нельзя.

          Следовательно, очередной отпуск должен быть продлен на период учебного отпуска либо предоставлен в иное время по согласованию с работодателем.

Работодатель обязан предоставить работнику дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения аттестации (промежуточной, итоговой).

          Непредоставление такого отпуска будет являться нарушением действующего трудового законодательства (ст. 174 ТК РФ).

 

Специалист-эксперт правовой группы

УМВД России по Фрунзенскому району г.СПб.                                  Ю.В. Коман

 

Что делать, если шумят соседи?

Бороться с шумом в ночное время в большинстве регионов России проще, чем делать это днем, поскольку шум в дневное время чаще всего подпадает под действие "санитарного законодательства", предполагающего проведение специальных замеров и составление на их основе заключений. Шум же ночью, обычно, квалифицируется как посягательство на тишину и покой граждан в установленный местным законодательством период времени.

Причиной шумов могут быть разные действия соседей. Например: прослушивание громкой музыки, игра на музыкальных инструментах, крики, свист и пение, а также ремонт (ст.8 Федерального закона от 31.05.2010 №273-70-ФЗ «Об административных правона-рушениях в Санкт-Петербурге»).

Нарушение тишины и покоя граждан в определенное время в отдельных регионах (в том числе в северной столице) является административным правонарушением. Так, нарушение тишины и покоя граждан в ночное время в Санкт-Петербурге, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч.1, 2 ст.8 Федерального закона от 31.05.2010 №273-70-ФЗ «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

Если соседи нарушают покой и тишину в доме, Вы можете обратиться  с соответствующим заявлением в полицию. Полиция, в свою очередь, осуществит подготовку  документов и материалов, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении и направит их в Управление по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях  Санкт-Петербурга Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, либо обратиться в данное Управление с заявлением самостоятельно.

Так как полиция является федеральным органом исполнительной власти  в сфере внутренних дел и подчиняется Правительству РФ, то законодательное собрание г.Санкт-Петербурга не может возложить на неё полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, в том числе за нарушение тишины. (ч.1, 4 ст.4  Федерального закона 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», ст.1 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»). Полиция в сложившейся ситуации может лишь составить протокол, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.3 КоАП РФ, когда происходит неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

  Также, граждане, чей покой и тишина нарушаются действиями соседей,  вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда, причиненного им нарушителем, а при систематическом нарушении их прав - о выселении такого соседа. При этом следует учитывать, что выселение является крайней мерой ответственности (ст. ст. 151, 293 ГК РФ; ч. 1 ст. 91 ЖК РФ; п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

 

Специалист-эксперт правового отделения УМВД

России по Фрунзенскому району г. СПб

референт государственной гражданской службы

Российской Федерации 3-го класса                                                                              Ю.В. Коман

 

Опасное вождение

           По данным ГИБДД  в 2015 году и первом полугодии 2016 года на дорогах Фрунзенского района г.СПб произошло 686  Дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 22 человека, а  806 человек получили ранения, из них 56 детей ранено и 1 ребёнок погиб. 80% всех аварий, по мнению экспертов, происходят из-за лихачества за рулём, также из-за превышения скорости и управления автомобилем в нетрезвом состоянии.

    В связи с этим, Правительство Российской Федерации  30 мая 2016 года приняло постановление № 477 «О внесении изменений в правила дорожного движения Российской Федерации» (далее – ПДД), а именно дополнило пункт 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения",  абзацем, который теперь даёт чёткое  определение опасному вождению, а именно: опасным,  является вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, например, при перестроении при интенсивном движении, играть в так  называемые «шашечки» - то есть беспорядочно и необоснованно перестаиваться, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, которое эксперты назвали  «наказанием» - то есть, беспричинным резким торможением перед другим автомобилем, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

    Также, выделено ещё два не менее опасных манёвра, которые вероятнее всего будут тоже считаться опасным вождением. Это -  езда в «междурядье» - по линии разметки отделяющей друг от друга попутные потоки, а также движение по дорогам общего пользования в управляемом (либо направляемом) заносе, то есть «уличный дрифт». Именно такие маневры также  вероятнее всего  могут привести к ДТП.

     Не смотря на внесение  поправок в ПДД РФ, штрафа за опасное вождение пока нет, наказание за данное правонарушение планируется внедрить осенью 2016 года, однако в МВД России предполагают, что штраф за опасное вождение должен составить от 3 до 5 тысяч рублей, так, например,  среди депутатов Госдумы есть иные мнения  - от штрафа или административного ареста от 15 до 90 суток, вплоть до введения уголовного наказания.  

      Из всего вышесказанного, остается лишь надежда на то, что внесенные дополнения в ПДД ещё более сократят вероятность смертности на дорогах в последующих годах.

 

Специалист-эксперт правовой группы

УМВД России по Фрунзенскому району г.СПб.                                      Ю.В. Коман

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России